Купол храма
ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ


Тропарь Владимирской Божией Матери
Храмовая икона Владимирской Божией Матери
170003, г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, д. 4, корп. 2. Тел.: 8(4822)55-24-50, 8-904-012-79-96, e-mail: vladimirskaya1904@ya.ru
Наши реквизиты: ОАО АКБ «ТГБ», г. Тверь, р/сч 40703810000000000562, к/сч 30101810100000000790, БИК 042809790
в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской обл. Православный приход Владимирской церкви ИНН/КПП 6902036415/690201001
Главная страница
О храме
Святыни
Господские святыни
чтимые иконы Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери
Почаевская икона Божией Матери
Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша
Феодоровская икона Божией Матери
более 200 частиц свв. мощей
календарь избранных святых
Клир храма
Расписание богослужений
Общее расписание богослужений
Календарное расписание богослужений
Расписание богослужений: храмовые праздники
Жизнь прихода
Воскресная школа
Советы прихожанам
Подготовка к таинствам
Крещение
Исповедь и Причастие
Венчание
Соборование
Вступающим в повторный брак
О схиарх. Виталии (Сидоренко)
Вечная память
Социальное служение
Одежда для храма
гостевая книга
Как нас найти
Фаворский свет
авторы
статьи

Тропарь Преображению Господню, гл. 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами, Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Тропарь св. ап. Андрею Первозванному, гл. 4:
Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашым велию милость.

Слава:
Тропарь о умножении любви, гл. 4:
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя, и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

И ныне:
Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, гл. 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Кружок православной журналистики "Фаворский свет"
в честь св. ап. Андрея Первозванного при Владимирской церкви Твери

21.08.2014.
Миронова Александра Викторовна
Преображенский Александр Сергеевич
Фото Купцовой Т. Г., Преображенского А. С., Мироновой А. В.

Протоиерей Феодор Грибов:
«У нас крепкие корни. Будем эти корни беречь»

(к 55-летию батюшки)

8.07.2014. Колталово
Вступление
Божиим промыслом у меня была возможность пожертвовать 3-х литровые банки для хозяйства протоиерея Феодора Грибова. Я обратилась к Александру Сергеевичу Преображенскому помочь их привезти в Колталово и договориться с о. Феодором о беседе для публикации материалов на нашем сайте в дополнение к статье о светско-церковном празднике «Сохрани нас, Матерь Божья Казанская!».

Протоиерей Феодор Грибов. Фото Купцовой Т. Г., 8.07.2014.

28 июля, в понедельник, неделю спустя после праздника в Сельцо-Подъёлышево, такая встреча состоялась. Мы погрузили коробки с банками в машину и очень быстро приехали в Колталово. Был жаркий день, температура – за 30. Поскольку ехали на встречу к батюшке, постарались найти компромисс, чтобы выглядеть и достойно, и комфортно по погоде. Батюшка встретил нас в светло-сером подряснике из достаточно тонкого натурального материала. Замятины на полах и рукавах показывали, что это обычная одежда о. Феодора вне службы. Батюшка помог нам выгрузить коробки и пригласил в дом.

Беседовали мы в холле первого этажа. Мы не направляли нашу беседу, не задавали заранее подготовленных вопросов, чтобы построить общение в форме интервью. Мы слушали о. Феодора, и получилось, что батюшка, как пастырь, сам задавал нам вопросы, давал пояснения, говорил о проблемах современной жизни, об особенностях жизни в деревне... Сразу возникла тема недавно прошедшего праздника карельской культуры в честь Казанской иконы Божией Матери. А вопрос о молодежи стал главным лейтмотивом встречи с о. Феодором, но ответ на него зазвучал совсем в неожиданном контексте: «Молодым – только пример наш личный», то есть – о нас и том, что вокруг нас, о брани духовной и о духовном оружии, о крепких православных корнях. Об Отечестве. О многом.

Просматривая материалы, заметила общий взгляд о. Феодора, священника-карела и Светланы Олеговны Калининой, руководителя Тверского городского отделения Национально-культурной автономии (НКА) тверских карел на то, как возрождать Россию.
Светлана Олеговна на карельском празднике нам рассказала, что люди для возрождения России и ради светлого будущего своих детей начинают с себя. О. Феодор сказал о том же: молодым дать пример своей жизни. По-разному, но об одном!

Слушая о. Феодора, мы чувствовали – от дедов и отцов – его внутренний стержень, его христианскую любовь и заботу о людях, боль об Отечестве. Я увидела талантливого разностороннего человека, сильного, открытого, смелого, неравнодушного, труженика и хозяина и при всем при этом – доброго пастыря. Батюшка не просто говорил, рассказывал – он призывал нас думать, он обращался к разуму, сердцу и воле одновременно.
О. Феодор просто, кратко и ясно выражал свои мысли. Слова произносил значимо, весомо. Фразы звучали экспрессивно, паузы между ними – тоже звучали. Часто повторял свою мысль несколько раз, дополняя ее и уточняя смысл сказанного. Слушая батюшку, чувствовали, что он дорожит каждым словом. Несет нам Слово.

Читая записанные мысли о. Феодора, будем помнить, что точка в конце предложения – это такая остановочка для нас. Чтобы подумать, прочитать далее до точки – и снова подумать.

Когда мы готовили материал, Настя, племянница Александра Сергеевича и наш потенциальный автор, принесла из Вознесенского собора августовский выпуск газеты «Верхневолжье Православное», в котором к 55-летию о. Феодора (16 августа 2014 года) была опубликована статья внештатного корреспондента газеты Сергея Вершинина «Колталовский батюшка».
Мы с радостью прочитали эту написанную с любовью статью. В ней – многое из того, что осталось за кадром нашей встречи. Рекомендуем ее всем, кто еще не знаком с о. Феодором. И, поскольку у газеты еще нет Интернет-версии, вынуждены предложить посмотреть статью (читайте по колонкам на обеих страницах): здесь и здесь.


1. Праздник получился законченная РАДУГА. Все семь цветов. Сочи отдыхают!


Мы расположились для беседы. Скажу за себя – немного робела. Батюшка, не дожидаясь традиционного первого вопроса, который немного запаздывал, заговорил о недавно прошедшем празднике.

О. Феодор: Как молодежь смогла разжечь такой праздник! Праздник получился законченная РАДУГА. Все семь цветов. Тут тебе и карельская, и русская, и украинская культура, – всё консолидировалось. Люди уехали по домам в шесть часов вечера. Маленькие девочки были там, как дома. Уезжали многодетные семьи, и потом рассказывали матери и отцы, что детей оттуда за уши тащили, они плачут, а дома-то корова – надо корову доить. Многие не приехали из-за жары на Казанскую.

Мы поинтересовались, чья была инициатива проведения этого праздника, и о. Феодор сказал, что инициаторы – тверские карелы. К батюшке обратилась Светлана Олеговна Калинина.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
У главной сцены. Справа: Светлана Олеговна Калинина.
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

О. Феодор: «Отец Феодор, сможешь нам площадку организовать?» – «Выбирайте, у меня территория огромная. Выдал три площадки: скитскую площадку, здесь в Колталово у храма и в Подъёлышево. «Мы подумаем». Подумали и буквально на другой день говорят: «Батюшка, давай в Подъёлышево. Ты сможешь нам там сцену сделать? И маленько территорию убрать, и все. А тот сарай мы тоже используем как сцену, как площадку». – Зачем? – «Это наша задумка». Мы сначала думали, ну, что попляшут, споют свои три песни и разъедутся. Но когда они раскрыли свои все планы, мы поняли – малым не отделаться, не отделаться.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
В театральном зале-ангаре перед началом спектакля.
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

И тут же о спектакле, который был поставлен режиссером Мариной Евграфовой и показан в большом ангаре-сарае с естественными декорациями и импровизированным зрительным залом, которыми служило сено в копнах и россыпью. Была представлена глава «Куллерово» из карельского народного эпоса «Калевала». В спектакле была занята молодежь, впрочем, как во всей организации и проведении праздника.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Выступление режиссера Марины Евграфовой
перед началом спектакля "Куллерово".
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

О. Феодор: Я был просто ошеломлен сам. Мы не ожидали такого счастливого конца этого праздника. После спектакля девочки молодые плакали. Одна мать – жена священника – приехала и фотографировала сцены спектакля. Когда закончилась пьеса, сказала: «Я снимала эти лица. Девушки плакали». И это ответ на смысл пьесы – не давайте детей непонятным нянькам в руки, они их испортят. Вот и мы в школах даем детей непонятным нянькам в руки.

О. Феодор продолжил мысль о воспитании детей в школе, взяв, для примера, школьные учебники. Вот так, переключаясь между категориями – общими и частными, батюшка как бы пальчиком показывал важные места в жизни, позволял самим сделать выводы и удостовериться, что ранее мы слышали не пустые фразы, что они глубоко осмыслены.

О. Феодор: А какие учебники 3-го класса? На каждой страничке летучая мышь, крысы и мыши, в синем, каком-то удручающем цвете. Фотографии – каких художников? Дали. Рериха. А какие стишки? Думаешь, кто автор – шизофреник, наркоман? Стихи Саши Черного. Кто такой Саша Черный? Выдают как классику, как незаменимые четверостишия, без которых не проживешь. А где Лермонтов? Где Пушкин? Всегда должны быть на столе его стихи. Или Некрасов, тоже самое?
А. М.: Этот праздник уже не первый здесь у вас?
О. Феодор: Первый.
А. М.: Многие, и я в том числе, уехали на автобусе в 16 часов, чтобы успеть на всенощное бдение под Казанскую.
О. Феодор живо откликнулся: Иногда мы из малого боимся делать большое.
Вот умер полковник Русской армии Клочков Александр Борисович, он хотел на базе нашего скита организовать отряд казачков – школьников – и потом это развить по области. К Твери близко, обеспечение полное: колодец, проживание, церковь, местность лесистая. Можно пополоть картошку, помолиться, уборку сделать, – все для этих ребят будет. Молоко парное – стада коров по лугу гуляют живые, да. Искупаться в Волге. Но не успел, умер 19 июня. Говорю ему: «На Бородино поедем»? – Он: «У меня мероприятие. Хорошо. Мы сделаем из малого большое. Поедем». Мы не хотим делать из малого большое, когда получается. Ну, пошла, как говорится, жила – есть, есть – давайте делать. Но у нас вот Казанская завтра, и все. Давайте останемся все здесь. Порадуемся, отдохнем, и Казанскую здесь отметим.
Все были в напряжении этом, что сегодня праздник, а завтра будет Казанская. Мы все силы отдали, а завтра я уже лежал в лежку, также как и Калинина, и артисты. То есть мы провели бой. Мы воевали. Мы воевали за нашу жизнь высоконравственную, показали – мы так должны жить.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Торжественное открытие праздника.
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

Вы заметили, не было ни одного пьяного – ни одного человека. Все были счастливые, всем было хорошо. Женщины в платьях, в сарафанах, ну, там отдельные были бабушки пожилые в штанах, но все остальные были, как положено: мужики в штанах, жены – в платьях, в сарафанах. А костюмы народные! Они вышли на сцену: что эстонцы, что наши девушки или старушек ансамбль пел.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Фотографии Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

Ну, хочется смотреть на это бесконечно, потому что это наше. А мы суррогатом все питаемся, и выдаем его за оригинал. «Сейчас так модно». Да не модно сейчас. А вы видели мой карельский костюм?
А. М.: Видели. Мы и Вас, и костюм видели.
О. Феодор: Я специально сшил костюм. Я давно хотел сшить костюм. Я еще раз показал, что это было и должно сохраняться. Я мечтал с детства сшить национальный костюм – и не мог. И только в 55 лет я это организовал.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Карельские костюмы на многих участниках
и гостях праздника. Слева: о. Феодор.
Фото Мироновой А. В., 20.07.2014.

М. Ирина: Какая жара! Думала, отслужим Литургию, посмотрю, как девчонки мои выступят – споют 2-3 песенки. Ведь жара, и там никуда не скрыться от солнца. Мужу говорю: «Кто меня повезет домой? Ты ведь не поедешь, до конца останешься».
А. М.: А Вы до конца и были.
М. Ирина: Да. Там было настолько хорошо.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Матушка Ирина среди зрителей.
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

А. М.: Я шла на Волгу по деревне, в одном доме песни пели. И вы там пели?
О. Феодор: Пели. Там еще пели “Калинку-малинку” школьницы – это Роман Иванович предложил, Сиденко, управляющий хозяйства СПК “Троицкое”.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Сиденко Роман Иванович, управляющий СПК "Троицкое" с иконой Господа Иисуса Христа.
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

Он сейчас состоит в наблюдательной комиссии этого хозяйства. Называлось “Большевик”, уже переименовали, но документы переоформлять очень дорого. 27 ноября 2003 года было собрание пайщиков и его переименовали в СПК “Троицкое”. Много очень людей было членов партии, а я сказал: «Ну, как это? Роман Иванович, как я буду молиться за СПК “Большевик”? Как это – церковь и большевики?» – «А как назвать?». – «Роман Иванович, ну пусть, хотя бы “Гефсимания”». Мы решили в честь храма Троицкого* СПК “Троицкое” назвать. Были колебания, не один человек говорил, что мы не меняем коней на переправе. А Роман Иванович сделал большой анализ нашего хозяйства и Тверского края: «Помните, – говорит, – наше хозяйство после революции, когда свергли царя и пришли большевики, назвали “ГЕФСИМАНИЯ”?». Ни много, ни мало, Гефсимания была. Колхоз “Гефсимания”, это потом “Большевиком” назвали его.
М. Ирина: Поправили.
О. Феодор: А сейчас “Троицкое”. И вот 27 ноября пришли мы в церковь после собрания, календарь открываю – читаю: 27 новомучеников явленых. 27-го ноября память 27-ми явленых новомучеников**.

Примечание: * Церковь в честь Троицы Живоначальной на хуторе Троицком Малом
(в советское время Бакунино) близ с. Колталово.
** В этот день празднуется память 3-х пресвитеров Старицкого района:
Алексия Нечаева (+ 1937), служил в г. Старица,
Михаила Некрасова (+ 1937), служил в селах Алферьево, Дягунино,
Александра Чекалова (+ 1937), арестован в селе Железниково.

А. С. Преображенский: А вот яркая личность Анатолий Иванович, это кто?
О. Феодор: Это же наш композитор, певец, гармонист Малышев Анатолий Иванович. Все песни, которые на празднике пелись, это были его: на его стихи и на его музыку. Ему же уже 83. Живет в Никольском поселке в Твери.
М. Ирина: Самый карелистый карел.
О. Феодор: О, Малышев, карел, в Кремле выступал, на первой полосе речь его была в газете “Комсомольская правда”.

При встрече расспросила Анатолия Ивановича, как же это случилось, что он выступал в Кремле. Оказывается, Анатолий Иванович в 1956 году работал руководителем тракторно-полеводческой бригады в Казахстане. В тот год на полях созрел богатый урожай, была большая тревога в правительстве и у людей, как собрать весь этот урожай, не дать ему погибнуть. Анатолий Иванович написал в "Комсомольскую правду" статью с призывом к молодежи всей страны. И молодежь откликнулась, поехала на целину! А бригада Малышева в тот год заняла 1-е место в области и 3-е место в стране по сбору пшеницы!!! В этом же году Анатолий Иванович выступал на Слете целинников в Кремле. Вспоминал: "Когда шел по дорожке на трибуну, была одна мысль – не споткнуться!" Такое было волнение.

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Малышев Анатолий Иванович (слева).
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

А. С. Преображенский: Я после праздника звонил на Урал. В Екатеринбурге живет вдовец Евгений Сергеевич Воробьев – муж моей двоюродной сестры. Он – из Выреца***.

Примечание: *** Cело Вырец находится в Лихославльском районе Тверской области.

О. Феодор: О как! [батюшка живо откликается].
А. С. Преображенский: Он просил передать Вам, батюшка, благодарность за такой праздник: «Я в восторге», – и еще: «Ты, наверно, плохо знаешь историю карел. А знаешь, что в 37-м году был Карельский национальный округ?» – «Знаю, знаю, знаю, и то, что он просуществовал 2 года» [смеется, конечно, по-доброму].
О. Феодор: Когда был национальный округ, то за 2 года объем производства сельского хозяйства намного был выше, нежели в округе по области нашей.
Мне вспоминаются слова Василия Ирзабекова, азербайджанца. Он книгу написал о русском языке, себя русским считает. В ней – ярчайший пример, когда Расул Гамзатов, аварец, приехал в Италию, и там встретил земляка-аварца, известного в Италии художника. Тот спрашивает: «Как вы живете?» Поговорили обо всем. «А как моя мама?» – «Да нормально твоя мама, жива». – «Передавай поклон моей маме». Он приехал в Дагестан, к маме этого художника, рассказывает все. Она слушает, а потом спрашивает: «Расул, скажи, а на каком языке вы говорили?» Он говорит: «Через переводчика на английском». Она опустила вуаль на головном уборе и сказала: «У меня нет сына. Для меня он умер». То есть аварец говорил на английском языке – с аварцем. Все. Вот это должно быть в любом народе. Мы за единую Россию, за большую Россию, но как жить БЕЗ родников Волги!**** Как Волга без родников? Она высохнет. Так ведь? Она всех объединяет, но вытекает из разных ключей, их воды сливаются воедино. Вот и мы. Каждая национальность обогащает Отечество наше. А нисколько не умаляет его. Сколько из нас пытаются сделать универсального солдата, не полу-у-учится ни у одного правителя. Роман Иванович Сиденко четко сказал: «Если Россию хотят похоронить западные эти «мастера», то кладбищем ей будет весь земной шар». В Австралии кто живут? – Русские. В Канаде? – Русские. На Аляске? – Русские. Где еще, назовите мне. В Турции? – Русские. В Африке? Опять русские.

Примечание: **** Один из таких родников Волги в 2-х км от Сельцо-Подъёлышево
о. Феодор освятил 20.07.2014 в праздник «Сохрани нас, Матерь Божья Казанская!».

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
На пути к роднику для освящения его
в честь Казанской иконы Божией Матери.
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.
20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Установка креста над родником
на высоком берегу Волги.
Фото Купцовой Т. Г., 20.07.2014.

А. М.: Живут маленькими диаспорами.
О. Феодор: Так вот и хорошие духи. Совсем немного – надо капнуть капельку для духов – и всё наполняется благовонием, а все почему? Хорошие духи. Они запах вносят. Так и маленькая диаспора – она нравственно высокой культурности. Это дорогого стоит. Эта маленькая диаспора, которая живет сама по себе, – это духи для Турции.
А. М.: Как «Красная Москва» или «Белая сирень»?
О. Феодор: Раньше были духи «Клима» – такие очень хорошие. Я все хотел жене купить Я обошел все магазины города Минска. Как я только ни шаркал ногой перед продавцами: «Пожалуйста, мне очень надо для любимой девушки», – не купить! То же самое и с нашим народом. Любым народом.
Вот фестивалем мы показали, как мы должны жить, Александра. И все. Как мы должны жить.
А то, что сделала молодежь под руководством госпожи Калининой – это... Я сказал: Сочи отдыхают. Вот мой короткий ответ.
А. М.: Чем Вас наградили на празднике? Грамотой? Я запомнила, как Вы сказали: «Служу Матери Церкви и нашему Отечеству под названием Святая Русь».

20.07.2014. Сельцо-Подъёлышево
Праздник в Сельцо-Подъёлышево.
Вручение наград: о. Феодор произносит слова,
которые врезались в память.
Фото Купцовой Т. Г., 8.07.2014.

О. Феодор: Грамотой, как и всех участников фестиваля. Это просто, ну как сказать, как вкусная конфета.
И уже привычно для нас следуя своей внутренней логике, о. Феодор заговорил, казалось бы, о другом.
О. Феодор: Мы-то знаем, что происходит в нашем Отечестве – и что должно быть основополагающим в жизни каждого из нас. Поэтому мы и держимся, и дети на это рождаются [сказал быстро, без волевого нажима]. А вот о переменах в нашем Отечестве – это всё слова. Да ничего не изменилось. Борьба непрекращающаяся. И поле битвы, как сказал Достоевский [о. Феодор выдержал паузу, выжидая, пока я не произнесла: «Сердце человека»], – сердце человека.
Батюшка смотрел мне прямо в глаза, и я слышала мерный звук ударов костяшек пальцев о стол.

2. Личным примером своей жизни

Так состоялся переход к главной теме нашей беседы.
О. Феодор: Поэтому мы очень хотим, чтобы молодежь наша к нам прислушивалась, но это голос пока очень тихий. Как шепот, потому что мир настолько изменился. Нам очень трудно удерживать молодежь возле Церкви, очень трудно. Если дошколята и школьники начальных классов – они наши, то чуть больше – они уже живут другими интересами. И крестные ходы это показывают хорошо: у них у всех отторжение к молитве, к правилу – к вечернему, к общему правилу. То есть, нет доброй молитвы, есть приказ. Как в армии: сержант приказал, и делаешь. А у школьника нет такого желания в походе крестном. Подъем в семь часов: выспаться, проснуться и выйти на солнышко, как согреет, в реке веселой искупаться, в футбол поиграть и дальше идти крестным ходом. А тебя “заряжают” на утреннее правило, которое сами не выполняем, когда дома находимся [понятно, что так батюшка сказал о нас, ленивцах]. А тут – нечего думать, тут – стройся...

Слушала батюшку и удивлялась его многогранности. Священник. О. Феодор о себе: служу Церкви и Отечеству. Богу и людям. Поэт в душе и воин-профессионал, мастер художественного слова – сказать так: " в реке весёлой искупаться"! – и яркий оратор, аналитик и практик... Талантливый проповедник.

У о. Феодора
Проповедь о. Феодора в престольный праздник
в храме вмч. Георгия Победоносца. Колталово.
Архивное фото Преображенского А. С., 6.05.2007.

Зазвонил телефон. О. Феодор ответил коротко, сказал, что говорить сейчас не может, так как приехали журналисты, и опять – мы в фокусе внимания батюшки.

А. М.: А что Вы могли бы сказать молодежи? [этот вопрос прозвучал неожиданно для меня самой].

О. Феодор: Что молодежи сказать? Молодежи надо показывать личным примером своей жизни. Тогда они поймут. Говорить-то можно много – делать нужно. То, что ты говоришь, ты должен делать. А если ты говоришь одно, а делаешь другое... Они все видят. Мы кого хотим обмануть? Наше будущее? – Не обманешь. Вот ты когда за стол садишься и молишься, он видит. А если наливаешь стакан и хлещешь, и он видит – будет хлестать. Личный пример. Только личный пример. Если я знаю этого человека очень давно [говорит об Александре Сергеевиче] и я его ни разу не видел в дурных компаниях и всегда с головой, так мне отрадно с ним иметь общение. Я знаю, что от него плохое не увижу. И сосед скажет о таком: "О-о, какой молодец". И ему даст всё сосед: и пилу, и гвозди вытащит. А если мы говорим о другом человеке, то, конечно, не будет у него в жизни счастья. Почему молодежь от счастья уходит? Потому что, как и мы, одно говорит, другое делает.
Молодежь, она все понимает. Кто фестиваль организовал? МОЛОДЕЖЬ. Почему? А у них тяга есть к хорошему. Они еще не развращены, у них интерес есть к работе созидательной. А если это убить? То вот Собакеевы будут. Как сейчас пишут-то? [батюшка подыскивает для нас яркий образ]. О, кальян будут курить, вот, кальян. Вы заметили, кто курит кальян? Зайдите нарочно в кабак: дети богатых родителей, то есть уже испорченное племя. Бедные-то, они туда не пойдут.

Мой дед знакомый печки ложит. Рассказывает: «Прихожу к хозяину, а на печке – протезы лежат. Думаю, у него инвалид, а я такую цену взял». Он обычную цену берет, а как узнает, что инвалид в семье, скидку дает. Я, говорит, знаю, сколько взять с кого. Себя укоряет: «Что ж ты, Коля, Коля, пожадничал!» Ну, печку сложили, сели за стол, по рюмочке выпили, и он хозяину говорит: «Мне очень неприятно, скажите, пожалуйста, наверно, я что-то не так сделал». – «А что так?» – «А вот там не отец потерял ноги?» – «А что?» – «Да протезы лежат». – «Да нет». – «А что, может, мама инвалид?» – «Да нет». – «А кто ж тогда?» – «Сын наркоман [пауза: о. Феодор молчит, пристально смотрит в глаза]. Я – директор, по делам уехал в город, а сына оставил дом охранять. Приезжаю через три дня, сына дома нет, увезли в больницу: сутки пролежал в крапиве. Денег ему оставил, а он на наркотики потратил, быстрый. Еще надо. Что делать? Денег нет. Он умнее ничего не придумал, взял пасатижи и – под ток электрический, провода снимать. А там 380 вольт, как ему дало, он в крапиву упал без сознания. И там сутки пролежал, а это лето. Ноги и стали чернеть уже. И вот ноги и ... Сейчас протезы у него». «Не ошибся, – сказал мне печник, – правильную цену взял».

Я ответил. Надо личным примером. Как в вооруженных силах, как и в сельском труде, надо личным примером. Чтобы знал, что моя мама постится, что мой отец молится, а мы вместе обязаны посещать церковь не потому, что мы этого хотим, а потому, что это нам надо для спасения души. Порой мы этого не хотим. Мы каждую службу встаем с большим трудом. А куда поехать – в легкую: хватит спать – и поехал. Хоть в Белоруссию. Но как только нам служить Литурги-и-ию [произнес с особым ударением], по утрам поднимаешься с большим трудом. Потому что борьба идет. Духовная.
А. М.: Вы о себе говорите?
О. Феодор: Да. Да. Каждую службу духовная борьба идет. Меня учил наш наставник, мой бывший благочинный протоиерей Виктор Савин, когда мы еще учились. Он говорил: «Каждую службу до Отче наш я переступаю через себя. Я ОБЯЗАН МОЛИТЬСЯ, я ОБЯЗАН БЫТЬ на службе. Это ведь служба Христова, борет же враг. И, – говорит, – Отче наш прочитал, облегчение наступает, а там уже причастие».

8.07.2014. Колталово
Иконы в Георгиевской церкви в Колталово, написанные
по благословению и на пожертвования Виктора Михайловича Кузнецова.
Фото Купцовой Т. Г., 8.07.2014.

М. Ирина: Тоже в среду и пятницу. В обычные дни детям: «Съешь мясо, съешь котлетку». – «Не хочу, не хочу». А как среда или пятница, и нельзя, просят кусочек котлетки, рыбку хоть дай. «Нельзя. Ты замечаешь, как тебя борет?» – «Уже да, уже замечаю». Теперь уже большие довольно стали.
О. Феодор: Только так, только так.

Это – о непрекращающейся духовной брани. И дальше, следуя своей внутренней логике, о воспитании детей.

О. Феодор: Не страхуем мы свою жизнь. В детях не страхуем. Мы считаем, что, вот, накормил я ее, что у нее щеки из-за спины видны, значит, я хороший папа, а если дал по жопе ей, то я плохой папа. А оказывается, что тот, кто по жопе дает, тот хороший, а тот, кто кормит, тот что? – Свиноматку растит. И истинно так: и в огород не пройдет, ни пол не помоет. А потом подросла: а чё ты командуешь, папа или мама? Я вот такая-сякая.
[Резко меняя тон:] Никогда на Руси не было нарушения правил воспитания, не было таких примеров. Нам их не найти. Понимаете? Мы все из того теста. Правильно, Александр Сергеевич? Нас всех так растили, воспитывали. У нас в России классика воспитания детей. Взять все войны. Кто побеждает? – Русский солдат. Почему? – А у него дух крепкий. Вот я вам дал газету, там есть статья про Первую мировую. В одной крепости наши держали оборону, а немцы наступают, не взять. Очаг небольшой. Немцы, чтобы снаряды на людей не тратить, иприт пустили. Пустили и сутки подождали. Газ свою работу сделал – без противогазов солдаты. Заходят в крепость, а там СТО осталось в живых. Выхаркивая куски легких, пошли в атаку. Отбили. Кто? Русский солдат [молчит, смотрит в глаза].

Сказал, и посеял – то самое семя, что растет в Царство Небесное, в жизнь вечную.

О. Феодор: Так что вот. Молодым – только пример наш личный. Его, мой, Ваш. Если она многодетная мать-жена, как ты укоришь? Я на проповеди говорю: «Дорогие жены, не делайте абортов. Это – гибель нашего Отечества». Они: «А у тебя сколько детей, батюшка?» Я скажу: «Вот [показывает 6 пальцев], догоняйте». Все, вопросов нет. Даже в этом. Живу в деревне. Две коровы. И печка у меня русская стоит в доме, я ее не нарушил, построил специально.

8.07.2014. Колталово
Вид на храм вмч. Георгия Победоносца с автотрассы Старица-Тверь.
Фото Купцовой Т. Г., 8.07.2014.

А. М.: У Вас плюс печка, наверно?
О. Феодор: Да, плюс печка. Вот она, русская печка, на всякий пожарный случай. А вот у меня водяное отопление. Но если случится гроза над моей крышей, над моим домом, я буду печку топить – газа не будет точно – и я не умру от холода. И многих я спасу в этом доме. Построен, как казарма, то есть каждая комната изолированная, бери, ставь буржуечку, трубу в окно, и живите. Семья там [как бы показывая на комнаты первого и второго этажей], семья там, семья там, семья там, семейка там, и тут в холле, – во сколько. А так мы и жили в трудное время. Места хватит. И гостевой дом два этажа. И там в скиту у нас пять домиков. И в Благодатном у дальнего храма дом шесть на шесть вот с такой же печкой.
То есть было бы у нас желание жить созидателями, а не потребителями.

В прошлый раз, когда мы возвращались от целебных источников близ с. Красное через Колталово, о. Феодор открыл для нас церковь великомученика Георгия Победоносца и показал построенный в ограде церкви гостевой дом с кухней на первом этаже и крытой галереей-верандой, ведущей в комнаты второго этажа. Инициатор нашей поездки вопросительно посмотрела на меня, и, видя, что я не нахожу слов, ответила сама: «Всё для людей».

8.07.2014. Колталово
Гостевой дом в церковной ограде храма в Колталово.
Фото Купцовой Т. Г., 8.07.2014.

А. С. Преображенский: Да, потребительство сейчас – красной нитью, особенно среди молодежи.
О. Феодор: Конечно. Мы даже боимся картошку сажать, даже для интереса сажать картошку. Вот ты посадил клубень, пошли ростки, потом уже поднялась рассада, потом цвет, потом уже урожай. Сколько дал куст из картофеля? – Полведра. – Молодец. А у тебя сколько? – Почти ведро. – Молодец! Какие семена? – Такие. – Поможешь мне, выручишь? – Конечно, пожалуйста. На следующий год у тебя уже будет ведро картошки. Вот мы сейчас гектар картошки посадили, второй год сажаем. А копаем: моя семья и мужики со скита. Есть мужики, дай Бог, чтоб были. Не будет, пойду куда? В женский монастырь пойду или в школу пойду.
А. М.: Здесь женский монастырь есть?
О. Феодор: Нету здесь. Есть под Старицей женский монастырь [смеется моему вопросу]. Попрошу, сам приеду. Я им помогаю же картошкой осенью. Вот уже два раза помогали, школе помогали тоже. Скажу – теперь вы мне помогайте выкопать ее. А я зимой вас буду кормить этой картошкой. Хранилище хорошее.

У о. Феодора
Заимка в Бакунино.
Архивное фото Преображенского А. С., 6.05.2007.

3. А что мы должны делать? – Благочестиво жить.

О. Феодор своим примером показывает, что людям нужно становиться хозяевами на земле, крепкая многодетная семья – опора нашего Отечества. Но как же им тяжело, большим семьям!

О. Феодор: Нужда заставила, люди консолидируются. Они у городской администрации просят право. Право на землю. Многодетным семьям наше правительство Тверское дало добро получать земельные участки. А их не выдают под разными предлогами, ласково отказывая. Были в ноябре, были в декабре, сейчас – создайте комиссию. Какую комиссию? Вы дайте землю, господа хорошие. Депутаты, наши избранники, закон издали, вы – реализовывайте: дайте нам землю. Прошу не денег – дайте мне землю.

[Поет:] «Верните мне землю в крестьянские руки, со мной чтоб трудились и дети, и внуки».

Землю не даете мне, душите, душите – вот и все. А я этого терпеть не буду. Я все равно построю свой дом. На камне построю его, а не на песке [Мф. 7:24-27, Лк. 6:46-49]. Мы построили – Колталово, Троицкое кладбище, Благодатное, Подъёлышево – для чего? Да мне это не надо. Это вот им, им надо [о детях, молодых].

Архивные фото Преображенского А. С.
У о. Феодора
Фото 1.
Воскресенская церковь.
Воскресенское-Собакино
(Красная Гора). 17.09.2005.


У о. Феодора
Фото 2.
Троицкая церковь.
Троицкое-Малое
(Бакунино). 17.09.2005.
У о. Феодора
Фото 3.
Воскресенская церковь. Гнилицы (Благодатное). 17.09.2005.
У о. Феодора
Фото 4.
Георгиевская церковь. Престол. Колталово. 6.05.2007.
ПОЯСНЕНИЯ К ФОТОГРАФИЯМ:
1. Воскресенская церковь, 1804 г.,
с. Воскресенское-Собакино, ныне Красная Гора.
Три престола: холодный Воскресения Словущего, теплые иконы Божией Матери Знамение, свт. Николая.
2. Троицкая церковь, 1806 г., с. Троицкое-Собакино (Бакунино).
Три престола: холодный Св. Троицы, теплые южный Казанской иконы Божией Матери, северный свт. Николая.
3. Воскресенская церковь, 1844 г., с. Гнилицы, ныне Блогодатное.
Три престола: холодный Воскресения Словущего, теплые Покрова Пресвятой Богородицы, прп. Сергия Радонежского.

У нас в Колталово в семье мать с отцом поругались, детей с малышом выгнали. Куда им идти? В совхозе квартир нет. А они: «Батюшка, можно пожить?» Живут 3 месяца: муж, жена, двое детей. Пожили и обвенчались в церкви, еще двоих родили после этого. То есть два аборта не сделали. Вы знаете, рассказы писать про эту семью – такие сны снились женщине этой.
Поэтому, если бы наше правительство хотело благо своему народу, в первую очередь дало бы землю молодым семьям и право строить дом без оплаты. Лес бесплатно, землю бесплатно. Бусыгин – слышали фамилию? В Твери живут. 11 детей. Сейчас купили они дом, по-моему, у них там 30 соток земли, выкопали колодец глубокий – вода вкусная у него, подальше пруд. «Здесь будем жить, корову заведем». А у него еще руки золотые. 11 детей. Так ведь муж и жена, 11 детей. К ним гости приехали, накрыть стол – это нужно 11 ножек курицы дать, как минимум, 11, а плюс муж – 12, жена – 13, и гости. А это же каждый день трижды нужно делать. Нашему правительству нужно кормить и кормить семью, давать и давать. 11 детей! К нам приехали на службу, из машины вышли – отделение! Как в церкви встали: мальчики слева, девочки справа [батюшка говорит, как бы глядя от царских врат]. Одна женщина приехала из города, так она аж заплакала. Подходит: «Батюшка, как я сегодня была рада, что в нашем Отечестве, – она православная женщина, – есть такие семьи. Я впервые в жизни вижу такую семью». 11 детей! Причем старший сын младенчика держит самого младшего, чтобы мама отдохнула. Вы представляете, какая радость? А все это как? Должно быть каждодневным трудом покрыто. Они работают каждый день на самом деле, такая семья многодетная. Виктор Бусыгин стал председателем Совета многодетных семей. И еще хомут такой – представляете! – за многодетных семей, у которых дети, может быть, страдают, болеют, родители выпивают.
Пьет отец. Мы что же, должны в детдом пускать детей? Лучше в семье растить, чем в детдом отдавать. Вот я переехал в дом жить, продал квартиру в Колталово, семья – пятеро детей в семье – купила у меня. Живут в квартире, отец стал пить реже, мать тоже, а дети растут. А это что? Ресурс нашего Отечества.
Вот, пожалуйста, нам итог. Что такое Филиппины? Там – 100 миллионов населения, и в России – 140 миллионов населения, якобы. Это якобы, но нас меньше, много меньше. Нас меньше на 40 миллионов. В Сибири – писал журнал “Русский дом” – 200 городов уничтожено, не деревень. Сейчас пугают китайцами. Вот китайцы Дальний восток займут. А что мы должны делать? Благочестиво жить. Благочестиво жить. Не предавать ближнего своего, а помогать ближнему своему.

А. С. Преображенский: Часто о Вас пишут, и много фотографий в СМИ и в Интернете. Это Вам не вредит? Видите что, или мимо проходит информация?
О. Феодор: А я не вижу всего этого. Нет, информация приходит. Через что? Через бомжей наших. Приходят бомжи. Звонят родители из Зеленограда, Солнечногорска, Калуги, Твери: «У меня сын погибает, помогите, пожалуйста». Пять возьму, не больше. Есть центры борьбы с пьянством, а в центре возможности нет. Да и построить типовое здание для борьбы с пьянством у нас нет средств. Это плохо, что так происходит. Мы можем взять, ну, 15 человек – это максимум... А так – пятерых-шестерых, больше не справиться. Не справиться. Их надо каждого, каждого воспитывать, каждого. Каждого. И каждый день. Нужно везде иметь рациональное количество обращаемых. Потому что мы загрузим корабль, а что толку – большая волна и корабль утонет. Лучше меньше, да лучше.

4. Главное оружие: исповедь и причастие, пост и молитва

О. Феодор: Вот почитаете вы в этой газете рассказ про Первую мировую. Там еще есть статья одного священника – о жизни, о Таинстве Причастия. Это надо нам всегда держать в руках. Главное оружие – это исповедь и причастие, пост и молитва. Вот наше главное оружие. Не будем причащаться – грош нашим трудам, потому что тогда мы не в Бога богатеем. Мы хотим механически всё увидеть, а нужно только через Таинство Причастия, когда праотцы, отцы, патриархи, апостолы – в полноте Церкви. Вот эта связь. Где? В Таинстве Причастия она [пауза – проверяет, успеваем ли за его мыслью, не надо ли поподробнее] восстанавливается.

У о. Феодора
О. Феодор Грибов.
Архивное фото Преображенского А. С., 3.06.2007.

А вот как же было в советский период, когда, может раз-два – и всё! – причащалась. Тогда кто 20 лет наполнял душу верующих до причастия? Варвара великомученица, святая, которая может причащать по приглашению верующего человека. У нее такое право есть. Также как приходила и причащала умирающих. Бабушка умирала в 98 году, мы читали молитвы Варваре великомученице. И мы не сомневаемся, что она ее причастила.

О. Феодор как бы делает шаг назад, и я вижу глаза м. Ирины. Она молчит, редко-редко мы слышим ее голос. Но чувствуем ее согласие и поддержку всему сказанному о. Феодором. Одна душа, плоть едина. Матушка – надежный тыл и опора отца-священника, и это еще одно благословение Божие священнику о. Феодору.

О. Феодор продолжает: Сейчас нам пишут икону Варвары великомученицы. Сказали: «Быстро не ждите, но мы ее напишем. Мы обещали, мы ее напишем». Мы хотим, чтобы в нашем храме была такая икона – людей причащать. Вот приходят и говорят: «Нам бы бабушку причастить, но далеко живем». Погорели [то есть погорельцы], и женщина плачет: «Маму бы причастить, лет 20 без причастия». – «Так есть же священник». – «К нему ехать надо. А вдруг он не поедет еще, у него ж там много дел...» – «Вот читай великомученице Варваре молитву: по вере твоей да будет тебе, она и причастится».

8.07.2014. Колталово
Храм вмч. Георгия Победоносца в Колталово
Фото Мироновой А. В., 8.07.2014.

Вы же видите, мы хотим жить радостно. Вот служили мы вчера Литургию, Евангелие читалось. Ну и я еще рассказал об этом людям – о бесах, которые на нас всех воздействуют, и привел пример еще из газеты – там статья есть о времени смуты и разрухи. Вот священник из Петербурга говорит, чем мы должны сегодня больше всего ограждать свою душу: Святым Причастием. А как нам о нем трактуют сегодня многие для прихожан? Надо готовиться. И люди причащаются 4 раза в году. Смелые, опупеть [удивительно, что это простое слово, показалось здесь очень к месту]. Надо раз в неделю причащаться именно сейчас, как минимум. Раз в неделю. А священник под Петербургом служит в Петергофе, о. Георгий, он говорит, если мы хотим духовного роста, мы должны причащаться 2 раза в неделю даже. Если мы хотим сохранить душу в чистоте. Потому что сегодняшняя жизнь нас так сильно обрабатывает этим лживым информационным потоком, и, если мы не будем чаще причащаться, как мы сохраним истинное Православие?

20.07.2014.
Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Литургия в день праздника в Сельцо-Подъёлышево.
Фото Мироновой А. В., 20.07.2014.

А. М.: Даниил Сысоев тоже об этом писал.
О. Феодор: Я очень уважаю этого священника. У меня есть песочек с его могилы. Даниил Сысоев. Я что скажу... [пауза] Кто написал о купце Калашникове, Пушкин или Лермонтов? [батюшка привлекает наше внимание]
А. С. Преображенский: Лермонтов, да.

О. Феодор: Школьная программа, 9-й класс. Вы думаете, что я этот стих тогда осознал? Да нет. Только когда священником стал, а еще больше, когда Даниила Сысоева убили. Где купца похоронили, когда убили его опричники? Он ведь защищал честь своей жены. Хоронить его на кладбище было нельзя. Похоронили его на перекрестке трех дорог. Идет юноша, поклонится, идет человек пожилой, духом воспрянет, а идет девица, пригорюнится. И Сысоева где похоронили? Не у своего храма, где бы его встречали толпы паломников, а далеко-далеко, куда и не каждый-то москвич доедет. Я вот заказал земельку с его могилы, мне два месяца везли москвичи. Казалось бы, где тебя убили, там бы и... Его надо было канонизировать завтра. Сколько о нем говорили. Он вступил с братьями мусульманами в диспут, с Али Полосиным [бывший священник, перешедший в ислам]. Никто из зубров не пошел с ним разговаривать. А Даниил Сысоев пошел.
А. М.: Слышала, что Сербская церковь его канонизировала [возможно, это народное почитание].
О. Феодор: У нас так всегда, Александра. И царя Николая, и Иоанна Кронштадского. Сначала там, а потом мы сами. Православная Сербия. Скажите, кто сейчас за Православную Сербию молится, скажите, кто?
А. М.: Да. Когда начались события в  Сербии, мне было так странно, что все молчат. Народ братский и вера православная в Бога Единого. А вот теперь, когда Украина заполыхала, и Сербия немного зазвучала. Да, у Вас на Литургии прошения о Сербии услышала.
О. Феодор: Мы об этом уже плачем. Вымолим. Иеромонах Роман Матюшин после поездки по Сербии сам рассказал в газете. Пришел серб домой с поля. Утром с женой младенчика покормили – он спит 2-3 часа – и ушли в поле. Приходят с поля, а младенчика нет в коляске. Стали его искать – не нашли нигде. Плачут, не могут слез держать. Надо в храм идти – доставай еду. Открывает она печку, а там, на противне – младенчик, зажаренный на противне [слезы на глазах о. Феодора].

20.07.2014. О. Феодор
Чужая боль становится своей – своей слезой омытая.
Проповедь о. Феодора в престольный праздник Георгиевского храма в Колталово.
Архивное фото Преображенского А. С., 6.05.2007.

То же самое происходит и у нас. А мы все хотим быть гладенькими. Начальнику хорошо там сидеть в Москве или в Твери, за забором. А мы-то живем не за забором. Мы живем рядом, бок о бок. 30 миллионов мигрантов крепких мужчин. Откуда приехали? Ну, с Украины, из Белоруссии. А мужчин здоровых, 30 миллионов. И умных. Армия. Не думайте, они не с дубиной, у них оружие есть. Мы с вами находимся на пороховой бочке уже не один день. Поэтому и фестиваль состоялся для чего? Именно для этого: жив дух нашего народа. Жив. И в 41-м, и сейчас. И чтоб не было, как в анекдоте: «Идет мужик с похмелья. Ты куда идешь? – На кладбище. – Да ты ж живой. – А что толку?»

У о. Феодора
О. Феодор Грибов.
Архивное фото Преображенского А. С., 3.06.2007.

Вот фестивалем мы показали, как мы должны жить, Александра. И всё. Как мы должны жить, и всё.
А. М.: Но праздники – это не вся жизнь.
О. Феодор: В праздники концентрируется вся жизнь. Праздник рассказывает – о всей жизни. Собираемся в праздники – поем песни, до утра. Сейчас уже не стали, а когда был мальчишкой: Казанская, Тихвинская, Илья, Покров, Егорий. Вы знаете, как народ праздновал в деревнях? Вот я вырос там. 3-5 гармошек играли в деревнях до утра-а. И не были сильно пьяны. Так я сам все это пережил в карельской деревне. Лихославль и дальше – я всё видел. У нас такого представить нельзя было, чтобы парень девушку обесчестил, такого вообще нельзя было представить. Такого преступления не было у карел. Зачем оно?
А. М.: Вы крещены в детстве, наверное, были?
О. Феодор: Да, во младенчестве.
А. С. Преображенский: Вы в священство пришли через о. Николая Васечко. Какой первый Ваш храм?
О. Феодор: Да. А я и в деревне вырос, у нас и престол был Казанской Божией Матери. Ну, мы так и живем Матери Божией.

5. Сельский священник при жизни мученик

А. С. Преображенский спросил о детях.
М. Ирина: У девчат проблем нет. Учатся. Поют на клиросе. А ребята, как возрастают: пусть другие будут священниками.
О. Феодор: Это вечная проблема. Изначально кабальные условия попа. Митрополит Серафим Чичагов говорил – есть его брошюра, – сельский священник при жизни мученик.
Посмотришь, молодые ребята хотят жить по-другому совсем, в ногу со временем. Чтоб были машины хорошие, мотоциклы скоростные, заработок бы был на 60-70 тыс. руб.
Вот наш третий сын после школы хотел пойти в совхоз поработать. Взяли его слесарем-наладчиком тракторов – такая первая ступень ознакомительная. Отработал он 24 дня, и получил 16-летний мальчишка 2500. Ну что у него в голове останется? Он отработал там месяц и говорит: «Я ухожу». – «Подожди маленько». – Он: «Не буду я ждать. Я принес деньги папе с мамой что-нибудь купить. Хлеб? 3000 тысячи в месяц нужно нашей семье на 6 человек, а я принес 2500, то есть и хлеб не купить на месяц своей семье: папе, маме и вот нам с сестрами». Ну и все. Как нужно объяснять? Как докажешь? Что, бомбы? Так бомбы не падают. Газ идет, нефть течет, алмазы – горы растут. А только не у нас. Ну и все. Была бы война – агрессия, прямая агрессия, войск столкновение, я бы объяснил, они бы запросто пошли бы, а вот сейчас они не пойдут. Попробуй, удержи их, эту молодежь. Вот тоже, невеста сидит [дочка рядом]. Тоже свои мысли в голове: хочется иметь богатого хорошего мужа, чтобы быть домохозяйкой, может быть, и себя реализовать – стать поэтессой или фотографом хорошим, или художником, или кем-то еще. Менеджеры, кто там? Менеджеры по продаже должности занимают. Менеджеры по погрузке [смеется] таскают на складах коробки из угла в угол. Ты кто? Менеджер по продажам [смеется]. Или раскладывает баночки с горчицей или томатным соусом. Или масло моторное можно продать.
Вот мы 2 коровы держим, 4 поросенка. А они: зачем вам это надо? В порошке есть все в магазинах. Пошел, купил, поставил молоко, стоит дома – не киснет.
А как жить-то? Я не могу открыть продажу масла моторного или хлеба, пива, потому что я бизнес не должен делать. А чем торговать? Молоком для населения? Вот у нас две коровы – это молоко никому не надо.

8.07.2014. Колталово
Протоиерей Феодор Грибов у храм вмч. Георгия Победоносца в Колталово
Фото Купцовой Т. Г., 8.07.2014.

А. М.: Это молоко принести домой, еще и кипятить его.
О. Феодор: Не надо его кипятить, Александра. Его кипятить нельзя. Это натуральный чистый продукт. Зачем кипятить-то? Вы уже привыкли сами так жить. Это не совхозное молоко – это чистое домашнее молоко. Хорошее чистое молоко. Оно в холодильнике стоит неделю. Вот мы остались последние хозяйственники в деревне, кто может это еще восстановить.
О. Феодор и м. Ирина строят планы, и заботы свои они измеряют не несколькими сотками, а гектарами.
О. Феодор: У нас в Питере появилась семья, они пекут хлеб свой домашний.
М. Ирина: Я очень хочу посеять, чтобы свое поле было, и своя рожь чтобы была.
О. Феодор: Вот мы сейчас посеяли овес 2 гектара, пока не знаем. Овсу сейчас сухо. Трава сухая уже.
М. Ирина: Коровы на поле едят практически сено. Представляете, вот еще середина июля, а уже сено едят.
О. Феодор: Все высохло. Могилы копают – лом и лопата, если не песок.
До сих пор не понятно мне, как мы вообще раньше ели. Посадил картошку – картошку выкопали. Отец пошел в лес – лося убил, лося по бочкам разложили, солью посыпали – едим. И зверь был всегда. Всегда был зверь, они далеко не ходили. А потом и не стало – мир духовный нарушился.

6. Тверских карелов в Финляндии встречали как братьев и сестер

А. С. Преображенский: Батюшка, Вы ездили в Финляндию. Это по какой линии?
О. Феодор: Да, я в прошлом году милостью Божией побывал в Финляндии. Милость Божия. Тут два направления. Первое, это карелы, а второе – это было освящение вновь построенной часовни в честь преподобного Серафима Саровского. Православная Церковь в Финляндии в тот день, 21 июля освящала эту часовню. Сам архиепископ Лео был. И меня пригласили как священника-карела вместе с ним в торжестве поучаствовать. Митрополит дал мне добро, и я поехал.
А. С. Преображенский: Расскажите.
О. Феодор: Все было очень просто, по-домашнему. Я был поражен той теплотой, с которой финны встретили. Мы приехали туда рано-рано утром. Финляндия мертвая вся. В ряд заправочные станции, магазины закрыты, а время было полседьмого утра. Заправки? Если у Вас есть карточка, заправитесь, но оператор к Вам не выйдет. Мы приехали туда – нас сразу в объятия: накормить, дать отдохнуть. Александр Сергеевич, истопили баню ПО-ЧЕРНОМУ. Вечером мы мылись в бане: мужи, потом жены. Закоптили рыбы тут же свежей. Одним словом, это был такой фурор встречи, что я думал, уже двери рая распахнулись, вот так. Положили спать, утром проснулись, поехали давать наш концерт. Дали очень хороший концерт русский – русская встреча была там, а приехали из Карелии 4 ансамбля. И тверские карелы приехали. Даже не было такого чувства, что нас встречают как дипломатов, нет. Нас встречали как братьев и сестер, именно так. Православный приход организовал мероприятие в рамках дружественной встречи между карелами Твери и Финляндии. Это был прошлый [2013] год – так свежо еще в памяти. И двое-трое суток мы там на колесах жили. Так радовались.
Там в городе Савонлинне проходил оперный фестиваль, я отдыхать поехал на озеро – рыбу ловить, а мои все поехали в город на фестиваль. Рассказывали: ходим-ходим, ходим-ходим, ну где полицейские? Город – как река течет народу. Со всех концов мира приехали на эту «Оперу», там был концерт международный, всемирный. А где же полицейские? Встретили только двух человек, похожих на полицейских. Оказалось, один пожарный был, а другой – медицинский работник. А было такое большое мероприятие. Наши бы поставили там через одного...
Такая высокая культура – я просто был поражен. И все спокойны, никто никуда не торопится, на улицах чисто, в магазинах аккуратное обслуживание, вежливое. Мы приехали вообще в чужие люди. Женщин курящих мы не увидели. Если женщина курит около магазин, это точно приехала с Кореи или еще откуда-то – не европейский тип лица. Мужчины – МУЖЧИНЫ – не курят.
И что я заметил, мужчина – это для меня было так показательно, я заметил, что у них у всех белые зубы, у финнов. Будь ты молодой человек, будь ты пожилой, – во рту у тебя все белые зубы. Вот у нас мужчина живет в деревне, ему 40 лет, а у него всего 4 зуба: 2 снизу, 2 сверху. А тут 70 лет, 90 лет – во рту все зубы, или протез, или зубы свои, и белые-белые. А я и говорю: «Ёхо, – хозяин, у которого я ночевал, – Ёхо, скажи, почему у вас так все? Это показное или что?» – «Нет, наше правительство заботится о здоровье своей нации». Я когда пришел в городскую гостиницу, это определил: водопроводная труба идет вот как мизинчик, вы представляете? Сколько ж там воды должно быть чистой, а не ржавой, чтобы такая труба обеспечивала гостиницу водой?
А. С. Преображенский: Вы хотите сказать, что если у нас стоит полдюймовка, так там...
О. Феодор: Да, труба такая, а рабочий диаметр вот такой [понимающе смотрят друг на друга]. А потом читаю проспект: продаются дома, земля в Финляндии. Пожалуйста, покупайте. Но вы обязаны предъявить свои доходы: сколько вы получили?
Была настоящая братская встреча. Там мы познакомились c женщиной, карелкой по национальности, почти всю жизнь жила в Финляндии. Она уже пожилая женщина, но вы знаете, в ней столько задора. Вот с кем ее сравнить? – Бабкина. Но Бабкина, она женщина слишком показная, а эта – народная. У нее такое красивое платье, а какие песни поет, а какая дружелюбная. Мы ходили на пароходе по озерам, там очень красивые места, и она все это путешествие рассказывала нам и по-русски, и по-карельски, и по-английски – у нее дочь его очень хорошо знает, в Москве работает, и вся семья у нее в России. Единственное, говорит, что Финляндия окатоличивается сильно, Православие жмут. Потому что прагматизм кругом, прагматизм и расчет. Душа осталась в Финляндии в деревнях, вот там душа осталась, а в городах пошел чисто прагматизм.

А. С. Преображенский: Батюшка, а в Новом Валааме Вы были?
О. Феодор: Я приехал в Новый Валаам. Я мечтал посетить наш Валаам, оказалось – там Новый Валаам. Ну как там быть и не посетить. 100 км. А там расстояние не в километрах, а в часах измеряют. У них скорость 80 км/час, не больше, хоть умри. Спрашиваю, далеко отсюда? Час десять ехать до него. Ну что, топливо есть. И мы с товарищем поехали – одни мужчины. И что думаете? Приехал я на Валаам. Он не защищен никакой стеной, нет ни церковной ограды. Переезжаешь мостик. Направо кладбище валаамское, где монахов хоронили после ухода их в Финляндию. Мы заехали, поставили машину, подходим к церкви. Спрашиваем, где можно купить воды? Так вот: бар-ресторан-трапезная. [О. Феодор повторяет:] Бар-ресторан-трапезная. Такое длинное здание. Мы подходим – точно. В монастыре. А на что вы рассчитываете? На деньги? Там всего 5 или 7 монахов живут. Старые здания уже заброшенные, но их не сносят почему-то. То ли показывать чтобы было что... Они лентой пограничной огорожены, их не восстанавливают и не ломают дальше. Построены новые корпуса, новый храм стоит. Мы зашли, помолились, как раз там служили вечернюю службу, и служил русский монах и на финском параллельно. Читает финн, потом русский. Помолились там постояли, вышли. И говорим, а где кладбище? А мужчина мне говорит, что там работает: «Ооо, а вы грамотные». – Я: «Почему грамотные?». – «А потому что дух там другой, чем здесь». Мы и пошли. Перешли снова мостик, и пошли на кладбище. Пошли мы к нашим первым монахам, что похоронены там, помолились, побродили, и мне говорит мужчина: «О. Феодор, скажите, какое чувство у Вас?» – «Знаешь что, ты все же прихожанин, а я священник. Как для тебя, Жень?» – «Вот ТУТ монастырь, на кладбище*****, не в монастыре...». Вот, что происходит. Многие иностранные монахи – не один и не два – уезжают в Россию. Здесь именно идет молитва, здесь можно молиться.

Примечание:
***** На братском кладбище Ново-Валаамского монастыря похоронен, в том числе, духоносный старец схиигумен Иоанн (Алексеев) Валаамский (1873-6.06.1958). Родился в Тверской губернии, подростком ходил на богомолье в Нилову пустынь. Практически вся его жизнь связана с Валаамским, позже – Ново-Валаамским монастырем. Известны издания его писем: "Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна", "Загляни в свое сердце", сборники "И душа моя трепещет", "Носители духа".

7. Благословение отца Феодора

Батюшка показал нам икону Божией Матери Купина Неопалимая.
О. Феодор: Расскажу вам. Вот икона. В 2-х метрах от моего сарая-гаража горел бревенчатый сарай – скотный двор у соседа. Я только что и успел сделать, взять из дома икону – жил в квартире – и бежать на пожар. Поднялся на крышу гаража. Вот я стоял на коленях, ведро воды рядом. Напротив не стена – огонь. В общем, жарко было. Я волосы окунаю в ведро, стою и молюсь. Потом люди рассказывали, я не видел: огонь вот так стоял [батюшка поднял ладонь вертикально], потом вот так [наклонил ладонь], потом лег [и ладонь расположилась горизонтально]. Сарай горел. Тот сарай сгорел дотла, а у нас только чуть-чуть доски почернели.
М. Ирина: На Троицу.
О. Феодор: Да, вечером на Троицу.

Прощаемся, благодарим.
А. М.: Батюшка, я вот вспоминаю, что Вы нам говорили. Не знаю, в каком контексте напишу, и как получится. Постараюсь, чтобы хорошо получилось, с Божией помощью.

О. Феодор: Главное не хорошо, чтобы правильно было. Вы как журналисты решайте, чтобы было правильно. Слово «хорошо» не годится. Надо, чтобы правильно.
И, Александра, знайте: то, что Вы увидели – мы никто не рисовался. Александр Сергеевич может подтвердить. Нам надо успеть сделать то, что мы должны успеть сделать. Все. Нам не до рисовки, нет, нет.
Работайте. Город – это такое большое поле деятельности для вас. Сейчас конфессии работу свою усиливают, сейчас придется в городе работать. Ислам будет душить. Даниил Сысоев написал книгу «Ислам. Православный взгляд». Почитайте брошюру его. Там все написано. В Мурманске уже многие в курсе. И Якутия уже в курсе. Там вахабиты-школьники учителей в угол ставят. Это русские ребята, не чечены, не азербайджанцы, а русские ребята. Их уже переделали, потому что они считают, что Православие – это вера самая дохлая. А дохлой сделали мы ее, священники [пауза] дохлые.
Разруха начинается в головах. А у нас крепкие корни, Александра, поэтому, давайте будем эти корни беречь. Не давать их никому на растерзание. Говорю, вооружайтесь, вооружайтесь: Иисусова молитва. Вооружайтесь.

Батюшка нас благословил. Мы сели в машину и молча ехали до Твери, переполненные и мыслями, и чувствами.

16.08.2014. Перечитываю еще и еще раз подготовленный для публикации текст. Где-то резковато. Смягчить? Но ведь не погрешил батюшка говоря. Не нахожу неправды в сказанном. Задел чувства, всколыхнул мысли, да. Значит, встреча состоялась. Посыл принят. Будем возрастать духовно: исповедью, причастием, постом и молитвой.
Молитвой Иисусовой:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.
И не только о себе молясь, призывать Имя Господне.

Молитвенно поздравляем с 55-летием
о. Феодора – воина Христова и твердого служителя Святой Церкви.

Да укрепит и умудрит Вас, батюшка, Сила всесильного Христова Слова
и покров Божией Матери да пребывает над Вами.
Да будет наступающее лето живота Вашего
для Вас и Ваших родных и близких
годом духовных радостей и
обильных милостей Божиих.
Многая и благая лета.


20.07.2014. Сельцо-Подъелышево
Протоиерей Феодор Грибов.
Литургия в день праздника в Сельцо-Подъёлышево.
Фото Мироновой А. В., 20.07.2014.

2-16.08.2014.

Список статей авторов
Кружка православной журналистики "Фаворский свет"

Сервер 'Россия Православная' В начало страницы Яндекс.Метрика



 

"Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем" (псалом 5, стих 8)
Храм зимой (декабрь 2010 г.)
Фото: Владимирская церковь (декабрь 2010 г.)


© 2011-2013 Официальный сайт Владимирской церкви Тверской епархии Московского Патриархата
При использовании материалов просим указывать активную ссылку на наш сайт: www.vladimirskaya1904.ru